Цены на продукты питания, бензин и строительные материалы: Пермское УФАС России ответило на вопросы участников публичных обсуждений

18 ноября 2021, 09:00
2 %282%29

Пермское УФАС России провело публичные обсуждения результатов правоприменительной практики за 9 месяцев 2021 года. Мероприятие проводилось в формате онлайн в группах Пермского УФАС России в социальных сетях Facebook и Instagram. Представители органов власти разного уровня, бизнес сообщества и средств массовой информации имели возможность получить ответы на интересующие их вопросы. Многие участники мероприятия интересовались, какую работу провело антимонопольное ведомство для сдерживания цен на продукты питания, автомобильный бензин и строительные материалы в Пермском крае.  

Большинство обращений, поступивших в Пермское УФАС России за 9 месяцев 2021 года, относятся к сфере контроля товарных рынков и деятельности предприятий торговли. Так, из 363 заявлений по данному направлению 73 % касались повышения цен на товары, в том числе продукты питания, автомобильные бензины и дизельное топливо, строительные материалы.

Специалисты управления провели проверки по всем поступившим обращениям: анализировали себестоимость товаров, изучали факторы, влияющие на их конечную стоимость, рентабельность и т.д. и в 90% случаев приходили к выводу, что рост цен на те или иные товары носил объективный характер, связанный с ростом затрат на их производство и продажу.

Напомним, что цены на продукты питания государством не регулируются, кроме цен на 24 вида социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, которые при определённых условиях могут быть ограничены предельным уровнем.

В 2021 году предельные уровни цен Правительством РФ не вводились. Однако был внедрен действенный инструмент, который показал свою эффективность в сдерживании цен. Это Соглашения между Правительством РФ, поставщиками и торговыми сетями по поддержанию цен на сахар-песок и масло подсолнечное.

«Пермское УФАС в еженедельном режиме осуществляло контроль за соблюдением условий Соглашения, поскольку на сахар-песок и масло подсолнечное были установлены предельные цены: масло подсолнечное - 110 руб.\кг, сахар-песок - 46 руб.\кг. Для отслеживания ситуации в территориях региона мы заключили соглашение с прокуратурой Пермского края, чтобы принимать меры немедленного реагирования, в том числе и прокурорского в рамках межведомственного взаимодействия. Отметим, что в Пермском крае торговые сети и предприниматели, присоединившиеся к Соглашению, установленные цены не превышали», - рассказал руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин.

В настоящее время антимонопольное ведомство продолжает еженедельный мониторинг цен на 24 категории социально значимых продуктов питания (бакалея, крупы, молочные продукты, мясо, рыба, хлебобулочные изделия, кура, куриное яйцо). В случае если наблюдается повышение цен, немедленно проводится работа по выявлению причин роста.

«Управлением проведена работа с крупнейшими поставщиками Пермского края по вопросам, связанным с удорожанием мяса куриного и яйца. По результатам проверок прикамских птицефабрик установлено, что доминирование на соответствующих оптовых рынках отсутствует, а рост розничных цен вызван удорожанием кормов и антибиотиков. Таким образом, птицефабрики смогли объяснить, по каким причинам произошло подорожание их продукции. Кроме того, мы проводили проверки, связанные с ростом цен на рыбу и гречневую крупу. Установлено, что на территории нашего региона эти товары не производятся, а региональные мелкооптовые посредники не повышали свою наценку. Между тем, собранная информация была направлена в ФАС России для оценки действий федеральных производителей, поскольку мы установили, что производители, находящиеся в других регионах РФ, возможно, злоупотребляют доминирующим положением на рынке. Если говорить об изменении стоимости овощей, так называемого «борщевого набора», то отметим, что большая часть такой продукции производится в крестьянско-фермерских хозяйствах, которые не могут быть признаны доминирующими участниками рынка. Заметим, что Пермский край не обеспечивает свои потребности в овощах, поэтому значительный объём закупает у соседних регионов и стран ближнего и дальнего зарубежья. Расходы на транспортировку увеличивают розничную цену продукта наряду с увеличением затрат на удобрения, в итоге это сказывается на относительно высоких ценах на овощи в Прикамье», - пояснил руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин.

Традиционно в УФАС поступает значительное число обращений о повышении цен на автомобильные бензины и дизельное топливо.

«По результатам ежедневного мониторинга, проводимого Пермским УФАС России, рост общего уровня розничных цен на моторное топливо на автозаправочных станциях ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» - единственного доминирующего в Пермском крае хозяйствующего субъекта (занимает более 70% рынка в розничной торговле) - составил не более 5,8%, что не превышает уровня инфляции, которая, по оценке Банка России, с октября 2020 года по октябрь 2021 года превысила 8,1%. В данной ситуации говорить о том, что происходит злоупотребление доминирующим положением, мы не можем. Отметим, что по оценкам Министерства промышленности и торговли РФ, Пермский край вошел в число регионов, где удалось сдержать рост цен на бензин и дизельное топливо ниже уровня инфляции», - сообщил Александр Плаксин.

Добавим, что если в Пермском крае цена на бензин в рознице в указанный период не превысила уровня инфляции, то в оптовом звене рост цен на моторное топливо достигал 20%. Понятно, что рекордный рост цен в оптовом звене мог отразиться на ценах в рознице, то есть на стелах АЗС. Однако этого не произошло благодаря принятым Правительством РФ и ФАС России мерам по сдерживанию роста оптовых цен на моторное топливо, а именно, внедрению механизма демпфера, который призван сглаживать колебания цен на нефть на внешних рынках и цены на оптовых рынках внутри страны, увеличению обязательных нормативов продажи нефтепродуктов на бирже, а также согласованию графиков ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах.

В текущем году произошел значительный рост цен на строительные материалы. Специалисты Пермского УФАС детально анализировали ситуацию.

«Во всех случаях региональные производители строительных материалов связывали повышение цен с удорожанием используемого сырья. Однако соразмерность такого повышения в ряде случаев вызывала у нас сомнения. В частности, подозрения в установлении монопольно высокой цены товара вызвал один из производителей Пермского края, который занимается деревообработкой и производством фанеры. Мы установили, что производитель, занимающий доминирующее положение на этом товарном рынке (более 50%) необоснованно увеличил норматив рентабельности своего предприятия, то есть решил зарабатывать больше, чем другие участники рынка. Это указывало на признаки нарушения антимонопольного законодательства. Информация об установлении монопольно высокой цены в действиях поставщиков сырья и конечных производителей направлялась в ФАС России для принятия мер в рамках имеющихся полномочий, поскольку все рынки строительных материалов являются межрегиональными и федеральными. Поэтому информацию в отношении пермского поставщика мы также направили в ФАС России, чтобы обратить внимание коллег на ситуацию на рынке производства древесных плит и фанеры», - рассказал Руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин.

В заключении своего выступления глава Пермского УФАС России обратил внимание участников Публичных обсуждений на то, что в 2021 году ведомство часто сталкивалось со случаями отказа в предоставлении информации со стороны коммерческих организаций по запросам управления при проведении анализов различных товарных рынков. Пермское УФАС России напоминает, что получение запросов от антимонопольного органа обязывает адресатов предоставлять всю требуемую информацию в указанный срок. Игнорирование запросов УФАС влечет административную ответственность. Так, за истекший период 2021 года организации, не предоставившие запрошенную информацию в срок, были оштрафованы на общую сумму 150 тысяч рублей. 

Подробнее ознакомиться с результатами правоприменительной практики Пермского УФАС России за 9 месяцев 2021 года в сфере контроля законодательства о закупках, антимонопольного законодательства, а также законодательства о рекламе можно на сайте ведомства в разделе «Публичные обсуждения», где также доступна видеозапись мероприятия.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Наверх