Доклад: проблема регулирования размещения НТО. Предупреждения, выданные Пермским УФАС
08 мая 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад: проблема регулирования размещения НТО. Предупреждения, выданные Пермским УФАС

За последнее полугодие в Пермском крае все чаще складывается практика органов местного самоуправления, противоречащая антимонопольному законодательству.

Согласно ст. 15 Закона о защите конкуренции, Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пермским УФАС выявлено несколько Решений представительных органов местного самоуправления в части размещения нестационарных торговых объектов, которые фактически могут привести к ограничению конкуренции.

В частности, такими решениями устанавливаются условия и коэффициенты, изменяющие размер платы за размещение НТО исходя из территориального расположения НТО и их площади.

Также, под видом изменений в Правила благоустройства территорий, органами МСУ, по факту за рамками своих полномочий, принимаются попытки ограничить размещение торговых объектов на придомовых территориях.

Все данные решения могут привести к ограничению конкуренции, что недопустимо с точки зрения антимонопольного законодательства.

Данные ситуации были рассмотрены Пермским УФАС и по результатам рассмотрения выданы предупреждения о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Рассмотрим детальнее некоторые ситуации.

ПО СОЛИКАМСКУ

Так, Соликамской городской думой было принято решение об утверждении Методики определения платы за размещение нестационарного торгового объекта, в которой был установлен дифференцированный подход к расчету арендной платы, а также дополнительные корректирующие коэффициенты расчета платы в зависимости от территориального расположения НТО в пределах г. Соликамска. Такой подход ставил предпринимателей, владеющих НТО в различных частях города, в неравное положение по отношению друг к другу.

Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 3 Закона о торговле).

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 17 Закона о торговле органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Таким образом, действующее федеральное законодательство не только не содержит нормы, позволяющей органу местного самоуправления принимать акты, устанавливающие дополнительные платежи для хозяйствующих субъектов, но и наоборот, обязывает муниципалитеты принимать меры, направленные на обеспечение доступности для лиц, осуществляющих торговую деятельность муниципального имущества, в т.ч. земли и стимулирующие размещение НТО.

Также, Соликамской городской думой в Правилах благоустройства территории Соликамского городского округа была установлена возможность перезаключения договоров на размещение НТО на новый срок, в том числе, при соблюдении требований к внешнему виду НТО.

В рассматриваемом случае возможность перезаключения договора на размещение НТО на новый срок поставлена в зависимость от соблюдения определенных требований к внешнему облику НТО.

Между тем, органы местного самоуправления не обладают полномочиями по принятию актов, устанавливающих дополнительные (кроме требований федерального законодательства) требований к лицам, осуществляющим торговую деятельность. В это же время, действующее федеральное законодательство, в том числе Закон о торговле не предъявляет требований к внешнему облику НТО.

Таким образом, Пермским УФАС России принято решение о выдаче предупреждения в адрес Соликамской городской думы, указывающее на необходимость отмены или изменения требований, содержащихся в муниципальном НПА, нарушающих требования антимонопольного законодательства.

В настоящее время предупреждение исполнено.

ПО ПЕРМИ

Пермской городской думой было принято Решение от 27.03.2018 N 45 «О внесении изменений в Правила благоустройства и содержания территории в городе Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 N 4».

Данным решением был установлен запрета размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов по оказанию услуг населению на придомовых территориях, а также на территории ближе 15 метров от фасадов и окон зданий.

Во-первых, установление такого запрета лишает многих предпринимателей права оказывать услуги и реализовывать товары в НТО, которые уже долгое время расположены на таких территориях.

Во-вторых, согласно ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать только исчерпывающий круг вопросов, установленный данной нормой. Вопросы осуществления торговой деятельности хозяйствующими субъектами не входят в данный перечень полномочий.

Также стоит отметить, что согласно п. 2.4 Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми, придомовая территория - территория, отведенная в установленном порядке под один жилой дом, многоквартирный жилой дом и связанные с ним хозяйственные и технические здания и сооружения.

Согласно пункту 2.10 раздела II "Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий при их размещении" СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок кроме гостевых.

Таким образом, в силу норм федерального законодательства запрет на размещение НТО относится только к территориям дворов жилых домов.

В адрес Пермской городской думы было выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем отмены или изменения ранее принятого решения городской думы. Срок исполнения предупреждения до 08 июня 2018г. Информации об исполнении данного предупреждения на сегодняшний день в адрес Пермского УФАС не поступало.

Приложенные файлы
Доклад_НТО-1527490148.docx (16,5 КБ)
Наверх